айкидоФедерация Айкидо Поморья

Основатель айкидо Морихей УесибаАйки нельзя исчерпать словами, написанными или произнесёнными. Не занимаясь пустой болтовней, пойми всё на практике.

Морихей Уэсиба

Морихиро Сайто - правила безопасной и гармоничной тренировки

Безопасность на тренировках по Айкидо

Основываясь на уроках Сайто Шихана.

Билл Витт Шихан, 8-й дан, попросил Сайто Шихана, 9-й дан, описать характеристики успешного додзё. Без малейшего колебания Сайто Шихан лаконично предоставил следующую простую мудрость:

1. Техники инструкторов должны работать.

2. Студенты должны наслаждаться.

3. Старшие студенты должны позаботиться о младших учениках.

Просто решение приступить к изучению Айкидо, или любой дисциплины, имеет важное значение. Серьезная приверженность потребует достаточно времени, усилий и затрат, а с обязательствами и отвлекающими факторами современной жизни, вероятно, будут издержки личных возможностей и личные жертвы в выделении своего вреени, энергии и ресурсов на стремление обучению Айкидо. Поэтому любой студент айкидо заслуживает здорового, счастливого и содержательного опыта.

Профилактика травматизма

Следует применять систематический подход и стратегию для смягчения и предотвращения травматизма. Нет росту травматизма в додзе. Это часто затрудняет для студента продолжение занятий, не говоря уже о том, чтобы наслаждаться обучением (второй пункт Сайто Шихана). Но когда травмы происходят в додзе, они должны быть быстро рассмотрены и проанализированы, чтобы внести необходимые изменения в обучение (например, студент сломал палец, когда он попал между матами, поэтому мы быстро изменили конфигурацию матов и усилили каждый липучкой, чтобы убедиться, что они не расползаются.)

Сайто Шихан мог бы быть очень красноречивым в отношении безопасности в додзе, но его записи о безопасности, даже во время особенно подверженного травмам периода в истории айкидо, делает особенно примечательным его план безопасной тренировки. (Была даже специальная книга правил для» сюрикенов» – обучение метанию металлического предмета, которая должна была быть согласована и подписана каждым человеком до начала обучения.) План ниже основан на приверженности этого великого сенсея безопасной, продуктивной и приятной практике.

Золотые правила безопасной и гармоничной тренировки

Несмотря на явное дублирование, в целом пункты 1-11 в значительной степени касаются сохранения безопасности в додзе. Пункты 12-16 в значительной степени сосредоточены на поддержании гармонии в додзе, под которой мы подразумеваем совместную среду, где общая цель состоит в том, чтобы внушить доверие и товарищество среди членов додзе.

Ключевые Точки Безопасности Dojo

1. Издевательства и злоупотребления любого рода (физические, словесные, эмоциональные) никогда не допускаются.

В различных формах учебных заведений, в средней школе и университете «дедовщина» не была редкостью в Японии в 1970-х и 1980-х годах. В течение этого периода в японских клубах айкидо часто занимались «дедовщиной» низших классов, что приводило к серьезным травмам, даже смерти, из-за чрезмерного злоупотребления шихо-наге и другими техниками. К счастью, такое безответственное и предосудительное поведение значительно снизилось в Айкидо. Тем не менее, преподаватели и старшие студенты должны сохранять бдительность, чтобы остановить опасные практики на своем пути. Если безопасность и гармония додзе находятся под угрозой, следует предпринять решительные шаги. Они включают в себя разумное исследование потенциальных новых студентов; немедленные дисциплинарные меры студентов, демонстрирующих опасное поведение; и быстрое удаление правонарушителей, которые, по оценке инструктора, угрожают окружающей среде dojo.

2. Инструкторы должны разработать учебный план, в котором» nage» (бросающий) доводит» uke» (принимающего бросок) до точки, в которой баланс uke был нарушен, а затем бросает или укладывает контролируемым и мягким способом.

Сайто Шихан сказал бы «авасэ ва кибишуте, нагеру но ва шидзука.»То есть» тяжелое соединение, но бросок тихий или нежный.» Это сохраняет боевой дух Айкидо без огорчения от травм. Сайто Шихан также твердо объяснил бы, что бросать партнера сильно, после того, как его/ее баланс уже был нарушен, не было ни джентльменским, ни самурайским.

3. Студенты должны быть проинструктированы, как тренироваться медленно и ровно.

Ганс гото Сенсей, 7-й дан, любит говорить: «медленно это гладко, гладко это быстро». Понимание того, что секрет скорости в боевых искусствах заключается не в импульсивном использовании техник, а скорее в их непрерывном исполнении, позволит наге лучше найти безопасную точку разбаланса (и эффективность) для каждой техники.

4. Студенты должны нести личную ответственность за свою безопасность.

Студенты должны быть наставниками, чтобы немедленно сообщать о физических и эмоциональных проблемах инструктору. Студентов также следует поощрять отмечать их форму (одежду) или тело, скажем, красной лентой, чтобы указать чувствительные или болезненные точки (имеющиеся травмы или их последствия). Большинство партнеров ценят знания, где у их партнеров травмы, и они с удовольствием адаптируют свою технику, чтобы избежать усугубления любого больного места.

По целому ряду причин до сих пор не редкость для последователей боевых искусств скрывать или умалчивать о своих травмах. Тем не менее, в современном додзе крайне важно, чтобы Сенсей имел четкое представление о текущих травмах среди занимающихся. Сэнсэй должен периодически и, возможно, перед каждым занятием расспрашивать о каких-либо травмах. С этой информацией, Сенсей может изменять и/или модифицировать техники для этого класса.

5. Избегайте сопротивления технике.

Когда Сайто Шихан был жив, в Ивама додзе был вывешен следующий знак:

頑張り合いの稽古を禁止します Ganbariai no keiko o kinshi shimasu (Сопротивление техникам запрещено)

頑張り合いの稽古を禁止します

Ganbariai no keiko o kinshi shimasu

(Сопротивление техникам запрещено)

(на фото «ВНИМАНИЕ использование силы для того, чтобы остановить завершение выполнения техники партнером запрещено»

Поскольку в обычной тренировке уке знает технику наге заранее, это относительно легко, но было бы очень неправильно вносить подленькие изменения приводящие к ошибке наге. Сайто Шихан был бы в ярости, когда бы увидел, например, уке, прилагающий весь свой вес на наге, чтобы удержать его от выполнения техники. Он объяснил бы, что уке должен иметь» junsui» или чистый ум и действовать так, как будто он/она не знает, какая техника должна быть выполнена. Неуместное сопротивление технике – как физически сильный uke по отношению к физически более слабому наге-может привести к тому, что наге будет прикладывать чрезмерно усилие и / или изменять технику полностью для того чтобы достичь [неправильной] цели привести уке вниз к татами. Это может быть довольно опасно и привести к травмам и / или создать негативные эмоции на татами. Вместо этого, если наге борется с техникой, уке должен направлять наге в правильное движение, без чрезмерных словесных указаний, позволяя ему или ей почувствовать технику.

Покойный Стэнли Пранин сообщил о своем личном опыте в журнале Айкидо в то время, когда он тренировался с сильным студентом, который, зная, какая техника будет выполняться, постоянно препятствовал броскам Стэнли. Сайто Шихан наблюдал некоторое время, а затем, наконец, вспыхнул в гневе, крича: «дамэ! Со иу кударанай луйко ямеро!» (Прекратите это глупое обучение! Затем он выгнал обидевшего студента из додзе.

Получив искренние извинения, Сайто Шихан через месяц вновь допустил к тренировкам раскаявшегося студента. Чтобы создать начало с «чистого листа», Сайто Шихан фактически представил «нового» студента додзе, как будто это был его первый день, и даже объявил имя студента, как будто никто не встречал его раньше! Сегодня этот студент является довольно уважаемым, успешным и известным Сэнсэем и, безусловно, передает сообщение Сайто Шихана студентам о том, что во время обучения уке должен сотрудничать и сотрудничать с наге, чтобы должным образом изучить техники.

6. Всегда бросайте от центра наружу татами когда это возможно

Представьте себе Рой летающих тел. Это может описать интерьер тренировки на татами, если студентам не дают специфическую инструкцию бросать наружу, и типичное место, где происходят повреждения и ушибы.

Когда, в последнее время на одной из своих тренировок я не смог адекватно донести это правило до своих учеников, две головы столкнулись вполне неприятно. Хотя никаких реальных травм не произошло, это было пугающим и отрезвляющим напоминанием всегда бросать от центра наружу татами.

7. Всегда оглядывайтесь вокруг, прежде чем размахивать Джо (деревянная палка) или боккен (деревянный меч).

Убедитесь, что есть достаточно места, чтобы свободно практиковать с оружием. Игнорирование контроля пространства может в результате привести к дорогостоящему повреждению предметов в додзё, таких как настенные зеркала и каллиграфические свитки, или, что еще хуже, к травмам.

На недавнем крупном семинаре по Айкидо я был свидетелем того, как студент, стоящий слишком близко за кем-то        замахивающимся боккеном, получил удар по голове до крови. К счастью, пострадавшей не пришлось ехать в больницу, и за этим последовали искренние извинения. Этому происшествию способствовало множество факторов. Они включали в себя необычно большое количество занимающихся, около 100 человек, значительное количество боккенов использующихся в одно время и интенсивность тренировки. Было с десяток шеренг из восьми человек в каждой. Поскольку общая группа была слишком большой для того, чтобы какой-либо сэнсэй мог контролировать ее самостоятельно, каждый лидер шеренги должен был нести основную ответственность за безопасность своей группы.

Урок, который мы должны извлечь из преподавания нашему додзе, заключается в том, чтобы все были в курсе вашей позиции на татами во время практики оружия. Если вы пытаетесь обойти занимающихся с оружием, не забудьте не только пройти по широкому пути вокруг участников, но, если это возможно, объявить о своем присутствии и/или дождаться перерыва в действии, прежде чем двигаться позади хорошо и безопасно.

8. Наге несет существенную ответственность за благополучие уке.

Сэнсэй Сайто часто объяснял, особенно показательны падения на спину, так как у людей нет глаз на затылке, поэтому наге несет ответственность за безопасность уке. Наге должен принимать важные решения относительно направления, времени и интенсивности бросков, чтобы защитить здоровье уке.

9. Никогда не носите ювелирные изделия во время тренировки, чтобы избежать травмы себя или вашего.

Несколько лет назад я случайно разбил губу своего партнера костяшкой на правой руке во время броска. Мало того, что мой партнер не особенно доволен последствиями моей ошибки, он также отметил, что я ношу обручальное кольцо на левой руке. Он правильно указал, что травма могла быть гораздо более значительной, если бы мое кольцо, скажем, контактировало с зубом. Его наблюдение было правильным, и теперь я сделал для себя обычным снять моё обручальное кольцо перед тренировкой.

10. Никогда не тренируйтесь, в состоянии опьянения или под действием каких-либо препаратов.

В Японии, особенно в сельской местности, в 1970-х и 1980-х годах культура часто поощряла потребление алкоголя. Это действительно имело определенные социальные преимущества, включая поощрение личных связей. Тем не менее, однажды утром я пришел на тренировку после вечера, когда я безуспешно пытался конкурировать с моим будущим шурином в достойной сожаления серии питьевых игр. Сайто Шихан взглянул на мое состояние и любезно предложил мне пропустить тренировку и поспать.

Было другой случай, когда Сайто Шихан начал вести тренировку сразу после того, как развлекался и либерально пил с некоторыми важными гостями. В начале занятий он споткнулся и признал, что его координация была нарушена из-за воздействия алкоголя. Затем он назначил самого старшего ученика вести тренировку и пошел домой.

11. Держите ногти чистыми и подстриженными и следовать общепринятым правилам гигиены.

Царапина или тычок грязного ногтя может вызвать довольно неприятную рану, особенно в глазу! Кроме того, чистая униформа и татами всегда высоко ценятся всеми и делают обучение гораздо более приятным.

КЛЮЧЕВЫЕ ТОЧКИ ГАРМОНИИ В ДОДЗЁ

12. Старшеклассники должны быть внимательны к младшим студентам и заботиться о них. «Семпаи», или старшие ученики, должны поддерживать Сэнсэя и надлежащим образом передавать методы «Кохаям», или младшим ученикам, во время обучения и обеспечить, чтобы традиции и правила додзе соблюдались. Как правило, в айкидо додзе ученики всех рангов и навыков тренируются вместе. Это может быть довольно пугающим для новичков, которые будут брошены, так сказать, на то же татами с довольно продвинутыми занимающимися. Поэтому крайне важно, чтобы Семпаи старались изо всех сил учить новичков и заботиться об их безопасности. Следует также рассмотреть формальную программу наставничества, чтобы обеспечить относительно плавный приход новичка в додзе. Для того, чтобы додзе процветал, важно, чтобы Семпаи были твердыми, но очень добрыми, терпеливыми и понимающими со своими Кохаями.

13. Сведите к минимуму разговоры с вашим партнером по обучению во время тренировки.

Должно быть минимальное вербальное взаимодействие между партнерами по обучению. Чрезмерные разговоры могут отвлекать, сбивать с толку и вызывать напряжение. Сайто Шихан, когда обучал, часто предоставлял номинальные словесные объяснения и был удивительно эффективен с помощью техники пантомимы. Реально обучение обычно происходит быстрее, внимательно наблюдая и «кража техники» – Японская концепция, в соответствии с которой студент должен наблюдать за инструктором и соответствовать технике, а не через лекцию.

Недавно Рюдзи Савва Сенсей, 7-й дан, объяснил, что, когда он получил личное наставление от О'Сэнсэя, в период 1962-1969 годов, когда ему было 13-19 лет, он неизменно не получал много объяснений. Если сэнсэй Савва правильно выполнил технику, О'сэнсэй просто говорил: «Да, это верно».

14. Не забывайте извиняться!

В ходе тренировок, особенно интенсивных, время от времени случаются несчастные случаи. Пальцы ног наступают, суставы могут быть слишком больно скручены, или людей бросают с татами или в других. Даже когда нет физических повреждений, чувства могут пострадать. Для того, чтобы быстро рассеять негативные эмоции, пожалуйста, не забывайте всегда быстро и искренне извиниться.

Во время обучения в Иваме, если кто-то        был брошен и непреднамеренно столкнулся с другой тренировочной парой, это было не редкостью для всех четырех людей, чтобы немедленно сесть в сейзе и извиниться перед другими. Это позволяло легко и мирно разрешать неприятные моменты в, порой, напряженной обстановке.

В японском бейсболе, когда питчер попадает мячем в бэттер, питчер часто сразу же снимает свою кепку, кланяется и извиняется перед бэттером. Чаще всего это, кажется, смягчает любые враждебные чувства. В американском бейсболе, когда это происходит, бэттер и пинчер, как правило, пытаются не замечать друг друга. Затем противоположный питчер может попытаться ответить взаимностью и попасть в бэттера. Всё довольно, просто, и на татами, и в ежедневной жизни, мир должен быть более мирным местом если люди просто выразили искренние извинения за ушибать или другие неудобства.

15. Обучение должно быть веселым и приятным!

Наслаждение не противоречит строгой и искренней тренировке. Серьезно отнестись к обучению, но освободить место для смеха это ценно. Надеюсь на то, что в большинстве тренировок обучение-это радостный опыт, который является ключом к счастливой и успешной практике на протяжении многих лет.

16. Всегда искренне благодари и цени вашего партнера за сотрудничество и щедрость.

Ваш партнер щедро разрешает использовать свое тело, чтобы взаимно изучить техники. То есть, они охотно принимают физический риск и дискомфорт, чтобы облегчить обучение своего партнера. Таким образом, это не только обязанность защищать своего партнера от травм, но следует выразить искреннюю признательность за его или ее помощь в изучении и совершенствовании техники.

В Милл Вэлли Айкидо, мы устанавливаем традицию, где в конце тренировки, каждый занимающийся, от Кохая до Семпая, индивидуально выражает личную благодарность каждому другому ученику в группе, поднимаясь по линии и кланяясь каждому последующему Семпаю. Хотя это требует дополнительной минуты или около того, мы считаем, что эта небольшая церемония признательности будет способствовать взаимной доброте, уважению и сотрудничеству.

оригинал https://www.millvalleyaikido.com/resources-content/safety-and-harmony-in-an-aikido-dojo

перевод https://vk.com/@takemusu_aiki-bezopasnost-na-trenirovkah-po-aikido

26.05.2018, 4094 просмотра.