Принципы формирования названий базовых техник в айкидо

Когда новички приходят на свои первые тренировки и слышат как инструктор произносит названия техник им кажется, что тренер вызывает дьявола. Но так ли сложно разобраться из чего состоят названия?

 На самом деле все очень просто. В этой статье я попытаюсь объяснить как формируется названия техник в айкидо.

Итак, схема простая:

По умолчанию атака спереди и оба партнера находятся в положении стоя. атака +техника + разновидность (если есть) + вариант исполнения (если нужно).

Теперь рассмотрим по пунктам:

1. Атака. Атаки разделяют на захват (дори), удар (учи) и тычок (цки). Кроме того, захваты (дори) разделяются на то, за какую часть руки или одежды он произведен. Например, ката дори — захват за плечо, катате дори — захват за кисть.

Захваты: 
Катате дори – захват одной рукой за запястье; 
Риоте дори – захват двумя руками за оба запястья; 
Мороте дори – захват двумя руками за одно предплечье; 
Соде дори – захват одной рукой за локоть; 
Соде учи дори – захват одной рукой за край рукава; 
Риоте соте дори – захват двумя руками за оба локтя; 
Ката дори – захват одной рукой за плечо; 
Риоте ката дори – захват двумя руками за оба плеча; 
Муне дори – захват одной рукой за ги на уровне груди; 
Эри дори — захват одной рукой за воротник сзади;

Удары: 
Мен учи – удар ребром ладони в голову снизу вверх. 
Шомен учи – удар ребром ладони в голову сверху вниз. 
Йокомен учи – удар ребром ладони в голову с боку.

Тычки: 
Цки – прямой удар кулаком. 
Мае гери – прямой удар ногой.

Кроме того, в атаки при необходимости уточнения, входит название стойки (Ай ханми — одноименная стойка, Гяку ханми — разноименная стойка).

2. Техника. Тут все просто — используется название техники, которую необходимо выполнить. Если в названии присутствует «наге» (шихонаге) — это бросковая техника.

3. Разновидность. Некоторые техники имеют варианты исполнения Омоте (ирими) и Ура (тенкан).

4. Вариант исполнения. Имеется ввиду кихон (жесткая) или ки-но-гаре (текучий)

В начале мы говорили, что по умолчанию оба партнера находятся в положении стоя и атака идет со стороны лица. Если эти умолчания изменяются, то в названии техник добавляется «вводная» обозначающая эти изменения и схема выглядит так:

Вводная + атака +техника + разновидность (если есть) + вариант исполнения (если нужно)

Вводная. Уточняет какое именно изменение умолчаний произошло. Это может быть положение партнеров (оба в положении сидя – сувари ваза; одни в положении сидя, второй в положении стоя – ханми хандачи ваза), а может быть изменение направления атаки, например – уширо (атака сзади) После уточнения (вводной) схема остается прежней.

Например: 
Сувари ваза + риоте дори + коккю хо 
Уширо + риоката дори + иккё+ хенка ваза

Олег Якимов, 18.03.2015

http://www.takemusu-aiki.ru/index.php/ru/86-menu-item/204-m-stati-4

31.01.2017, 2169 просмотров.